Воскресенье, 22.10.2017, 05:57 Приветствую Вас Гость | RSS Главная | МАРКСИСТСКИЙ ВЗГЛЯД НА МОРАЛЬ И ЧЕЛОВЕКА - Форум организации "Красное Возрождение" | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: rev, Влад 
Форум организации "Красное Возрождение" » Второстепенный раздел. » Идеологический форум. » МАРКСИСТСКИЙ ВЗГЛЯД НА МОРАЛЬ И ЧЕЛОВЕКА
МАРКСИСТСКИЙ ВЗГЛЯД НА МОРАЛЬ И ЧЕЛОВЕКА
revДата: Понедельник, 10.09.2012, 04:35 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 477
Репутация: 5
Статус: Offline
ФИЛ ГАСПЕР
профессор философии калифорнийского университета Notre Dame de Namur, член редколлегии International Socialist Review .
Как писал живший в начале двадцатого века немецкий социалист и философ Карл Форлендер, “в тот момент, когда кто-то заговаривал с Марксом о морали, он начинал хохотать”. Не знаю, насколько достоверна история, рассказанная Форлендером, но когда наши правители начинают говорить о морали, это, безусловно, бывает очень смешно. Почти неизменно они используют мораль как способ для продвижения собственных интересов, притворяясь, что действуют во имя всеобщего блага или во благо всего человечества.
Но трудно поверить в то, что мораль является не более чем идеологией правящего класса. Большинство людей становятся социалистами, полагая необходимым бороться с рядом вещей не потому, что это угрожает их собственным материальным интересам, а потому что считают их порочными по своей сути - расизм и сексизм, империалистические войны, в которых гибнут сотни тысяч людей, систему, которая разрушает жизни большинства только для того, чтобы сделать сказочно богатыми небольшое количество людей.
Откуда берутся наши представления о морали? Будучи материалистом, Маркс отвергнул идею о том, что правила морали имеют божественное происхождение и накладываются на человеческое общество извне, но он также выступил и против идеи немецкого философа Иммануила Канта считавшего, что мораль основана на рациональных принципах.
Кант полагал, что правила морали применимы в равной степени ко всем рациональным существам. По его мнению, из этого вытекает, что ряд правил можно рассматривать как обоснованные, а другие - как необоснованные. Обоснованные правила - те, которым вы бы хотели, чтобы все следовали, а необоснованные – те, которые вы не хотели бы видеть универсальными. Так, Кант считал ложь аморальной, ведь ложь во спасение подрывает основы доверия и взаиомопонимания, что в свою очередь негативно отражается и на ваших собственных целях. Гегель считал, что моральные принципы идут от культурных и исторических традиций, но если это верно в описательном смысле, это ничего не говорит нам о том, при каких условиях, и когда эти традиции должны быть приняты или отвергнуты.
Авторы наиболее влиятельных теорий морали, начиная с восемнадцатого века, приписывали морали функции по сдерживанию импульсивного поведения человека. Согласно Канту, к примеру, мораль должна контролировать желания человека, для того чтобы не допустить социальные конфликты.
В основе этих взглядов лежит предположение о том, что люди - это конкурирующие между собой индивиды, движимые собственными интересами, и если оставить все на произвол судьбы, начнется война всех против всех. Таким образом, мораль должна была предотвратить войны и раскол общества. В своих экономических и философских рукописях 1844 года, а также других работах, Маркс дает нам совершенно иную интерпретацию человеческой природы.
В его понимании, мы по своей природе не конкурируем между собой, мы, скорее, социальные существа, которые не способны выжить без сотрудничества друг с другом. Современная наука подтверждает эту точку зрения. Люди эволюционировали не как совокупность разрозненных индивидов, постоянно пребывающих в состоянии войны друг с другом, а в социальных группах, зависящих от взаимной поддержки. По мнению антрополога Ричарда Ли, до возникновения государства и закрепления социального неравенства [около 5000 лет назад], люди на протяжении тысячелетий жили в небольших родоплеменных социальных группах, основу экономической жизни которых составляла коллективная или общая собственность на землю и ресурсы, равное распределение продовольствия, и относительно эгалитарные политические отношения.
Бытует мнение о том, что насилие и войны всегда сопровождали человеческую историю, однако, изучение исторических свидетельств показывают совершенно другую картину. Как отмечает антрополог Брайан Фергюсон, "проводимые по всему миру археологические исследования опровергают точку зрения о том, что война свойственна человеческому существованию, напротив, опыт показывает, что войны характерны лишь для последних десяти тысяч лет". Войны стали обычным явлением вследствие определенных исторических событий, решающими из которых являются создание постоянных поселений с накопленным богатством и возникновение социальной иерархии, элиты, возможно, с собственными интересами и соперничеством. Война – это, скорее, не выражение определенной склонности человека к насилию, а отражение интересов верхушки общества, которая, скорее всего, и выигрывает от военных действий. Такие свидетельства служат подтверждением точки зрения относительно того, что люди от природы не склонны к насилию и не являются эгоистичными, алчными, конкурирующими между собой ксенофобами. Для человеческого общества не является естественной иерархическая организация, более низкий статус женщин по отношению к мужчинам. Капитализм существует не потому, что этот строй однозначно отражает человеческую природу, как зачастую утверждают его защитники.
Маркс признавал, что в разных социально-исторических условиях поведение человека и его психология могут быть совершенно разными, так же как и вода в различных физических условиях может быть в жидком, газообразном и твердом состоянии. Как отмечал Маркс, "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.” Тем не менее, шкала потенциального поведения человека имеет свои пределы, обусловленные биологическими и психологическими особенностями человека. Отсутствие таких границ делало бы возможным существование классовых обществ, в которых большая часть населения могла бы смириться с эксплуатацией и угнетением. Однако вся история классовых обществ служит опровержением этой идеи. Никто не был осведомлен об этом больше, чем Маркс, поэтому уже в своих ранних работах он осуждает бесчеловечность капитализма - общества, в котором большинство человеческих существ лишена возможности жить полноценной жизнью, иметь работу, сотрудничать с другими людьми. Иными словами, капитализм разрушает основные потребности человека и человеческую природу. “В капиталистическом обществе труд является для рабочего чем-то внешним; ... в своей работе он не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает, а когда он работает, он уже не у себя… В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный, это - принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей… Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы…. В результате, получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций –при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае у себя дома, украшая себя… А в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным.”
Иначе говоря, капитализм не является естественным состоянием, и искусственные ограничения, накладываемые на человечество текущими формами социальной организации, мешают большинству людей реализовать свой потенциал. Так как же это соотносится с моралью? Взгляды Маркса на мораль гораздо ближе к взглядам древних греков, в особенности, Аристотеля, чем к современным философам, к примеру тому же, Канту. В отличие от философов, которые полагали, что мораль это совокупность правил для сдерживания человеческих инстинктов в узде, Маркс рассматривает мораль как то, что дает возможность для раскрытия человеческой природы и потенциала.
 
revДата: Понедельник, 10.09.2012, 04:35 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 477
Репутация: 5
Статус: Offline
Тем не менее, за последние 10.000 лет или около того, человеческое общество было разделено на антагонистические классы, таким образом, мораль развивалась не как общая теория человеческой эмансипации, а как набор правил, по которым каждый класс пытался продвигать собственные интересы . Маркс поясняет, каким образом классовая мораль вступают в конфликт с капитализмом:
“Капиталист осуществляет свое право покупателя, когда стремится по возможности удлинить рабочий день, и, если возможно, сделать два рабочих дня из одного. С другой стороны, специфическая природа продаваемого товара обуславливает предел потребления его покупателем, и рабочий осуществляет свое право продавца, когда стремится ограничить рабочий день определенной нормальной величиной. Следовательно, здесь получается антиномия, право противопоставляется праву, причем оба они в равной мере санкционируются законом товарообмена. При столкновении двух равных прав решает сила. Таким образом, в истории капиталистического производства нормирование рабочего дня выступает как борьба за пределы рабочего дня, борьба между совокупным капиталистом, т.е.классом капиталистов, и совокупным рабочим, т.е. рабочим классом.” Маркс утверждал, что в условиях капитализма рабочий класс является универсальным классом. Борясь за свои интересы, рабочий класс борется за интересы всего человечества. Потому, что освобождая себя, свергнув капитализм, рабочий класс делает свободным все человечество. В борьбе за прекращение эксплуатации и угнетения, рабочие бросают вызов морали господствующего класса. Британский марксист Крис Харман пишет: “Маркс видел, что важнейшую роль играет не личное поведение индивида, а борьба между социальными силами, не личная мораль, а борьба за создание лучшего общества. И в этой борьбе правящий класс так часто прибегает к морализаторству, чтобы сдержать тех, кто выступает против него. С другой стороны, с каждым новым витком борьбы рабочего класса появляются новые ценности, позволяющие создать настоящее человеческое общество, в котором люди взаимодействуют между собой. Такая борьба повышает ценность понятий солидарности, взаимной поддержки, объединения возможностей, совместной деятельности”.
Мораль рабочего класса нацелена на прекращение эксплуатации и угнетения, однако это не означает, что все действия могут быть оправданы.
С точки зрения марксизма, в основе морали лежит единообразие человеческой природы, однако до тех пор, пока общество разделено на классы, общечеловеческой морали быть не может. Тем не менее, борясь за свои интересы, рабочий класс делает возможным появление такой морали. “Мы утверждаем, - писал Ф.Энгельс, - что всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества. А так как общество до сих пор двигалось в классовых противоположностях, то мораль всегда была классовой моралью; она или оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, как только угнетенный класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетенных. Не подлежит сомнению, что при этом в морали, как и во всех других отраслях человеческого познания, в общем и целом наблюдается прогресс. Но из рамок классовой морали мы еще не вышли. Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, подлинно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике.»

Оригинал - International socialist review
 
Форум организации "Красное Возрождение" » Второстепенный раздел. » Идеологический форум. » МАРКСИСТСКИЙ ВЗГЛЯД НА МОРАЛЬ И ЧЕЛОВЕКА
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017